Даже смотреть не буду, судя по описанию. Напишу, о чем все итак пишут.
Когда зимой поползли слухи о выходе "Властелина Колец" от Амазон я решил пересмотреть и трилогию Джексона и перечитать книгу.
В трилогии Джексона считаю хорошим первый фильм. Ему очень удался и ввод в мир Средиземья и работа с образами главных персонажей, самым слабым в первом фильме оказался саспенс - вся сцена погони первой половины фильма - клишированно мультяшная, при том, что Голливуд как раз умеет работать в этом жанре, а в самой книге описание погони от неких существ застрявших между миром живых и мёртвых и сейчас при перечитывании достаточно пугающее.
Второй и особенно третий фильмы мне всегда нравились меньше, при пересмотре понял почему - там больше эпичного экшена, но режиссёр работает с ним слишком плоско, но главное - он будучи не европейцем, игнорирует напрочь (а скорее всего не чувствует) всю иерархичность мира эпоса Толкиена, которая как оказалось при повторном прочтении, там повсюду сквозит.
Это же удивительно "правый " Мир как высказались бы сейчас, он вообще фашистский если использовать опять же современное навешивание ярлыков.
Там всё пронизано ожиданием возвращения некоего правителя, монарха, который должен восстановить гармонию порушившихся иерархичных отношений. Это король-чудотворец Марка Блока, "священное тело" которого чуть ли не лишено первородного греха, при этом он не деспот и тиран, а опирается как на условное "священство" в лице мага-пророка, так и на знатные роды, так и на простой народ - личным мужеством и защитой слабых доказывая божественное и кровное притязание на престол. Он же подчёркивает и уважение к традиции: один из субконфликтов третий книги - как войти в столицу государства, ещё не будучи коронованным монархом при существовании формального наместника? И хотя этот конфликт напрямую не ведёт к столкновению, поскольку наместник кончает собой, Арагорн тем не менее, после победы размещается в шатре у стен Минас-Тирита, чтобы сохранить этикетные приличия, не будучи ещё коронованным монархом.
В общем рассматривая "властелин колец" как книгу о природе власти в третьей книге мы видим такой неприкрытый гимн христианской феодальной монархии (напоминающий монархию французского типа), противопоставленной технократической и по своему прогрессивной (более индустриально развитой) диктатуре Саурона и Сарумана.
Однако "Природы власти" во втором и третьем фильме нет, а экшена много, поэтому они мне и кажутся слабее и проще чем первый.
__________
Но это были мои мысли до просмотра истории от Амазон
Стоило выйти первым двум сериям, и теперь уже на их фоне, если смотреть прогрессивным взглядом, фильм Джексона - чуть ли не "Триумфом Воли" Рифеншталь.
Дело не только в белых мужчинах и токсичной маскулинности, оказывается и сам фильм насквозь иерархичен. У Джексона все же нет насмешки над монархией и что хуже - есть буквальное расовое неравенство. Эльфы что у Толкиена, что у Джексона - это действительно сверхлюди, существа высшей природы, намного совершеннее людей. По сути это концепция аристократии, которую мы лишаем "первородного греха", то есть аристократия по умолчанию добродетельная, а ещё и бессмертная ( во всяких неоконченных книгах это конечно не совсем так, но в ВК - внешне так) .
Такую концепцию позволить сейчас просто невозможно. Поэтому образ эльфов - конечно же ключевой для легендариума Толкиена пошёл под нож. В общем-то неплохое вступление первой серии, где показана жизнь в условном эльфийском "раю" - сразу же портится нелепой сценой бытовых разборок детей-эльфов. Потом по ходу пьесы мы видим, что это никакие не уберменши, это те же люди с морщинами, пузиками, лишённые сверхспособностей, а их тысячелетний опыт никак не сказывается на поведении. Кроме того они явно испытывают расовую неприязнь со стороны обычных людей.
Что ещё хуже - в подчёркнуто эпический мир легендариума пришивают социальные проблемы и социально близких персонажей. Тяжёлая жизнь брошенной матери-одиночки, сильной женщины, влюбленной в чернокожего эльфа (которого ненавидят жители местной деревни) - в тот ли мир нас вводят?
Да даже если и не в тот, и абстрагироваться от привязки к классике, сценарий оказался на удивление скучным: сцены лишены динамики, диалоги глубины недосказанности - и если проект дотянет до конца, до обещанных четырёх сезонов, кажется в этом будет какое-то чудо.